Аннотация
Учение тариката хваджаган-накшбандийа, который был основан в XII веке Хваджой ‘Абд ал-Халиком Гиждувани, совершенствовался его последователями и полностью сформировался в период его седьмого пира, Хваджи Баха’ ад-дина Накшбанда, является одним из развитых и передовых учений, которые когда-либо возникали в истории суфизма. Это учение, опирающееся на три основы – 1) шариату и сунну; 2) тихий зикр (зикр-и хафи); 3) одиннадцать капель (рашха): хуш дар дам, назар бар кадам, сафар дар ватан, хилват дар анджуман, йадкард, базгашт, нигахдашт, йаддашт, вукуф-и замани, вукуф-и ‘адади и вукуф-и калби, сыграло важную роль в популяризации и широком распространении новой и передовой разновидности центральноазиатского суфизма – социально активного суфизма.
Более того, централизованный и отлаженный метод воспитания мюридов в тарикате хваджаган-накшбандийа обеспечивал его внутреннюю прочность и послужил причиной для быстрого и широкого распространения тариката.
Автор настоящей статьи в обобщенном виде излагает выводы об основах учения тариката хваджаган-накшбандийа и его результативности, а также методе воспитания в этом тарикате, опираясь на анализ взглядов на суфизм и идей основателей этого тариката от Гиждувани до Накшбанда.


